ИСТОЧНИК ОШИБОК: ПОЛЕТЫ АЭРОСТАТОВ

Вечером или на восходе солнца высоко в небе появился странный шар желтого или красноватого цвета. Вокруг него красные концентрические кольца. Что это? Корабль пришельцев? Чаще всего можно с уверенностью сказать — это всего лишь аэростат, один из разнообразных шаров-зондов, широко используемых для исследования атмосферы.

Типичный шар-зонд представляет собой резиновую оболочку диаметром на земле около двух метров. Поднимаясь со скоростью несколько сотен метров в минуту, он может достигать высоты 30 км, где диаметр шара увеличивается примерно до десяти метров и, продолжая раздуваться, разрывается. Дальность полетов шаров-зондов обычно не превышает 10—15 км от места запуска, их полезная нагрузка — 1—1,5 кг.

Для астрофизических наблюдений или регистрации потоков космических лучей за пределами плотных слоев атмосферы используются значительно большие по размеру и грузоподъемности аэростаты. Кстати сказать и в метеорологии использование больших аэростатов в качестве долговременных платформ для размещения автоматических метеостанций считается весьма перспективным.

Кроме сферических, используются баллоны и другой формы. Например, во Франции распространение получили оболочки, имеющие вид тетраэдра — правильной пирамиды. Иногда оказывается удобнее вместо одной большой оболочки использовать связку небольших, обычно применяемых для запусков метеозондов. В таких связках может находиться несколько десятков отдельных оболочек.

Размеры баллонов или количество шаров в связке выбирается с учетом веса груза и требуемой высоты подъема. В зависимости от этих параметров объем баллонов может варьироваться в очень широких пределах. Так, уже упоминавшиеся тетраэдальные оболочки имеют объемы от 1350 кубических метров до 150000, что соответствует длине ребра такой пирамиды от 25 до 110 метров. Самые большие из таких баллонов, имея собственный вес около 400 килограммов, способны поднять груз весом 100 килограммов на высоту до сорока километров. Меньшие баллоны применяются для запуска на высоты 20—35 километров.

Еще более внушительны по своим размерам сферические баллоны. При объеме, достигающем полумиллиона кубических метров, что соответствует диаметру около ста пятидесяти метров, они могут длительное время дрейфовать на высотах более сорока километров с полутонным грузом научного оборудования.

Даже баллон средней величины с диаметром оболочки около 50 метров при наблюдениях с расстояния б километров имеет угловой размер 0.5°— угловой размер диска Луны, а с расстояния 100 километров — около 2 минут дуги, т. е. виден как объем, имеющий пусть небольшие, но конечные угловые размеры.

Запуски высотных аэростатов в основном осуществляются в СССР, США, Франции, странах Скандинавского полуострова и Японии. Число их велико — более 100 в год. Траектории полетов могут быть ограничены каким-либо небольшим регионом или проходить над обширной территорией планеты, что обусловлено сезонным распределением ветровых течений в стратосфере. В северном полушарии, например, оно таково, что с сентября по март преобладают потоки, направленные с запада на восток, в мае — июне — с востока на запад. Скорости ветра от десятков до двух-трех сотен километров в час. Нетрудно догадаться, что благодаря такому распределению ветров, над территорией нашей страны, кроме отечественных аэростатов, в течение почти всего года могут наблюдаться баллоны, запущенные в европейских странах, а в мае — июле — запускаемые в США и Японии.

При визуальных наблюдениях форма оболочки аэростата обычно неразличима, и он виден просто как достаточно яркий объект с небольшими угловыми размерами. Наиболее удобное время наблюдении — сумерки, но из-за достаточно высокого коэффициента отражения материалов, из которых изготавливаются баллоны, они видны и днем при определенных ракурсах наблюдения. Наиболее часто в различных конструкциях баллонов используется полиэтиленовая пленка. В этом случае днем цвет аэростата обычно воспринимается как дымчато-белый. В вечернее или утреннее время солнечные лучи придают оболочке желтые или красноватые оттенки. Вокруг аэростатов иногда развиваются оптические эффекты, связанные с состоянием нижних слоев атмосферы, например, красные концентрические кольца.

В групповых полетах аэростаты разносятся на десятки километров. Свидетелями такого события летом 1978 года стали многие жители обширной территории нашей страны — от Вильнюса до Киева. Оно вызвало целый поток сообщений об “НЛО”, однако установить их истинную природу оказалось довольно легко.

После выполнения программы исследований и отделения полезной нагрузки срабатывает устройство уничтожения оболочки, при этом она обычно разрывается на несколько кусков, каждый из которых в течение некоторого времени может наблюдаться как отдельный объект. В редких случаях после спуска груза оболочка не разрушается, а продолжает самостоятельный полет. Внешне это выглядит как дрейф бесформенной массы, переливающейся всеми цветами радуги.

Днем оболочка, как правило, выглядит не ярче облаков, но в сумерках может показаться значительно ярче Венеры. С погружением Солнца за горизонт, когда граница земной тени поднимается выше уровня дрейфа аэростата, иногда наблюдается быстрое, почти мгновенное исчезновение объекта наблюдения, которое может восприниматься как “отлет с огромной скоростью”.

 

Аэростат во время подготовки к запуску

 

Возврат

 

Хостинг от uCoz